Автор создал уникальное произведение, охватывающее несколько эпохальных для России событий начала 20 века. Борис Леонидович Пастернак показал глазами представителей интеллигенции, как революция и смена власти повлияли на обычных людей. Характеристики главных героев романа «Доктор Живаго» помогут уловить смысл произведения и заложенные писателем идеи.
Юрий Живаго
Главный герой романа Пастернака – Юрий Андреевич Живаго – образованный, с подвижным умом человек, мечтающий о любви, творчестве, реализации в избранной им профессии, служении людям.
Юрий из богатой, но разорившейся семьи. Рано остался сиротой и воспитывался у дяди, затем – в семье Громеко. Женился на подруге Тоне, выучился на врача. Писал стихи. Хорошая жизнь окончилась с наступлением войны и революции. Живаго приходится бежать все дальше от Москвы и самого себя. Покой утерян навсегда, хотя и проблески счастья у него случались – в объятиях Лары. Противоречивый и полный сомнений, он повстречал немало злоключений на пути, и жизнь его оборвалась бесславно.
Юрий Андреевич не смог принять и смириться с революцией, гражданской войной и разобщением в обществе. Ему претят насилие и жестокость, возникающие стихийно из-за эпохальных перемен, обрушившихся на долю людей. Ни крестьяне, ни интеллигенция – никто не успел ничего осознать. Позиция героя относительно смены режима меняется с нейтральной и поддерживающей до резко негативной. Не стоит на месте и его творчество, внутренние убеждения, отношение к любви и женщинам. После пройденных Юрием испытаний у него возникает необходимость не просто в спокойной и дружественной любви (с женой), а во всепоглощающей страсти, какой он отдается с Ларой.
На протяжении романа Живаго искал смысл жизни, выстраивал в жизни баланс между судьбой поэта и врача, любовника и мужа, отца. Значимыми ценностями для него оставались свобода и верность, постоянно приходилось выбирать между ними двумя. Он ценил уют, покой – самые простые вещи. Коллеги отмечали одаренность Юрия Андреевича как диагноста-врача, друзья и близкие ценили его поэтический талант. Комаровский называл его фантазером и упрямцем, но с твердым характером.
Герой деградирует под давлением событий. Его перестают волновать прежние значимые для него вещи: любовь, поиски смыслов и истины, поэзия, профессия врача. Ничто не задевает струн его души. Вобрав в себя боль и ненависть к происходящему, испытав тяготы и лишения, он безразличен и внутренне пуст, упал духом. Он тянется к светлому и простому счастью (воссоединиться с супругой и детьми), как и прежде, но без запала и особых надежд на успех. Перестает следить и ухаживать за собой, отстраняется и живет замкнуто.
Герой автобиографичен, но только частично. Скорее Пастернак хотел бы так видеть собственную жизнь. У автора и героя совпадают мысли, переживания событий и явлений. Однако образ Живаго вбирает сразу всех представителей интеллигенции, выходит за рамки одной личности. Борис Леонидович писал, что опирался при создании героя на Маяковского, Блока, Есенина. Есть мнение, что прототипом послужил один из друзей Пастернака – Дмитрий Самарин из гимназии, либо его тезка по фамилии Авдеев, врач и сын купца. Таким образом, Живаго – не полное отражение автора, но имеет с ним общие черты и взгляды.
Писатель стремился передать в образе доктора Живаго следующую идею: необходимо сохранять в себе человека, независимо от внешних ужасающих обстоятельств и потрясений. Главному герою не хватило усилий и силы духа, чтобы удержать любовь и прежние идеалы. Он уступил и отказался от внутренней борьбы, осознавая, что и личная судьба, и судьба России не в его руках.
Лариса
Лариса – любовница и «роковое увлечение» в «Докторе Живаго». Она многих пленила красотой, но не сделала счастливыми, и сама не была в полном благополучии и гармонии с собой. В 16 лет ее соблазнил Комаровский, что сломило ее душу навсегда. В юности повстречала будущего мужа Антипова, а после его ухода на войну сошлась с влюбленным в нее Юрием. С ним Лара ощутила, наконец, ответное глубокое чувство. У них было взаимопонимание, ей нравились стихи любимого. Но вместе долго пробыть им было не суждено. Революция перевернула все их планы. Комаровский вывез ее на Дальний Восток. Дальнейшая судьба Лары неизвестна.
Антонина
Антонина – жена Юрия. У Пастернака она изображена чуткой и скромной девушкой, подругой Юры с детства. Тоня – профессорская дочь, юрист. Верная и надежная спутница уезжает с супругом из Москвы на Урал, спасаясь от голода и разорений революции. От Живаго у нее двое детей – сын Саша и дочь Маша. Девочка рождается уже после того, как Антонина узнает о связи Лары и Юры. Ей тяжело его отпустить, но из чувства любви и уважения она отпускает его. Тоня уезжает с детьми за границу.
Павел Антипов
Павел – революционер, муж Лары. Он встретил ее в юношестве и сразу полюбил. Вместе они решают стать учителями и уехать в провинцию – на Урал. Там персонаж «Доктора Живаго» понимает, что жена его не любит. Он уходит добровольцем на фронт Первой мировой. Бывший кроткий и интеллигентный юноша заматерел характером и закалился, обретя волевой дух. В революции он становится комиссаром, возглавляя банду под фамилией Стрельникова.
Виктор Комаровский
Среди героев романа Пастернака выделяется Комаровский как отрицательный персонаж, но сыгравший положительную роль к концу злоключений Лары. Виктор Ипполитович сначала – коварный соблазнитель и искуситель 16-летней девушки. Став ухажером ее матери Амалии Гишар, адвокат переключается на ее дочь. Пользуясь тем, что она не может рассказать маме о его домогательствах из-за чувства вины и стыда, Комаровский не отпускает от себя бедную Ларису. Ему около сорока лет в первых появлениях. Он также становится виновником смерти Андрея Живаго, которого довел до банкротства. Подлый человек, тем не менее, спасает и увозит Лару из Юрятина, когда ей грозил арест.
Второстепенные персонажи
Евграф
Среди действующих лиц «Доктора Живаго» второго плана можно выделить Евграфа – сводного брата главного героя. Он рожден от связи отца Живаго на стороне. Появляется в самые критические для Юрия моменты. Евграфу нравится творческое дарование Юры. Евграф несколько раз на протяжении романа Пастернака оказывает посильную помощь главным героям. То деньгами, то продуктами поддерживает Живаго на плаву. Именно он в конце жизни Юрия Андреевича становится последним оплотом и спасением. Ему не удалось продлить существование доктора – он устроил его в лучшую больницу на работу, но Живаго скончался, не доехав туда. Однако Евграф, будучи генерал-майором, влиятельным человеком, не бросает детей брата, включая Таню, незаконнорожденную дочь Юры и Лары.
Дядя Николай
Другой герой, существенно повлиявший на судьбу, характер, мировоззрение Живаго и отказавшийся принимать насилие, революцию, – дядя Николай. В кратком описании заметим, что Веденяпин был священником. Ночь после похорон матери, сестры Николая, они с маленьким Юрой провели в монастыре. Дядя стал ему опекуном и забрал на юг страны. Николай – типичный представитель интеллигенции. В «Докторе Живаго» Николай Николаевич предстает главным примером для юного подрастающего Юрия. Он образован, у него широкие познания в разных областях, включая религию и философию. Его характеристика в глазах Живаго исключительно положительная. В нем видит утешение Юра, когда идет революция. Веденяпин до падения монархии владел издательством и выпускал газету прогрессивных взглядов. Но из-за подступающих в страну перемен вынужден эмигрировать в Швейцарию, а Юрия пристраивает в хорошую почтенную семью Громеко в Москве.
Громеко
Не менее значительные второстепенные образы романа – Анна и Александр Громеко, приемные родители ключевого персонажа произведения «Доктор Живаго». Интеллигенты, образованные люди. Для Юры в их семье наступило лучшее, благоприятное, беззаботное время. Там он познакомился с будущей женой Тоней, их дочерью. Мать благословила их брак, когда чувствовала приближение скорой смерти. Добрая и отзывчивая женщина. Ее отец, помещик Крюгер, владел имением в Варыкино, куда заселились Юра с Тоней. Но они были там уже не на правах хозяев, а жили в комнатах прислуг.
Пастернак придумал для Юрия последнее утешение незадолго до кончины – милую девушку Марину. Щапова – дочка дворника. Живаго встретил ее в Москве и взял в неофициальные жены. Она родила ему двоих детей. Терпеливая, трудолюбивая она является опорой для Юрия, сломленного после войны, испытаний и разлуки с Ларой.